Публикации

«Социально-экономические предпочтения молодежи»
(результаты социологического обследования выпускников колледжей и лицеев)

В условиях Узбекистана обеспечение занятости молодежи в настоящее время и в будущем является наиболее актуальной задачей, требующей своего решения. Правительством отмечено, «что решение проблемы занятости молодых людей, наших детей, особенно в сельской местности, продолжает оставаться для нас одной из самых актуальных задач. В 2016 году нам предстоит обеспечить трудоустройство 510 тысяч выпускников вузов, лицеев и колледжей».

Исходя из этого в 2016г. Институтом социальных исследований при Кабинете министров республики Узбекистан проведено социологическое исследование. Основным инструментом проведенного исследования является опрос выпускников колледжей и лицеев путем анкетирования. Для проведения опроса были разработаны программа и анкета обследования, которые были согласованы с Министерством экономики, Министерством высшего и среднего специального образования и утверждены решением Ученого совета Института социальных исследований.

Объектом исследования выступили выпускники (учащиеся старших курсов) колледжей и лицеев г.Ташкента и Ташкентской области. Общий объем выборочной совокупности составил 759 учащихся старших курсов колледжей и лицеев. Выбранное количество учащихся является репрезентативным с учетом всех основных специальностей колледжей и лицеев, опрос проводился в 17-ти профессиональных колледжах и 3-х академических лицеях, с представлением возможности учащимся свободно выражать свое мнение.

Сформированная база данных позволяет производить анализ поставленных вопросов дифференцированно в разрезе городской и сельской местности, юношей и девушек, семей различных социальных слоев, уровня образования и занятости родителей учащихся, а также по каждому колледжу и лицею, административному району и городу.

Анализ результатов проведенного обследования дает возможность сделать следующие выводы:

  • профессиональная ориентация и выбор профессии определяют начало жизненного пути молодежи. Основная часть молодежи самостоятельно выбрали колледжи (лицеи) и профессии. На выбор специальности повлияли советы родителей, месторасположение учебного заведения. Вместе с тем, у определенной части учащихся не было возможности поступить в желаемый колледж (лицей). При выборе места учебы и профессии незначительную роль играют советы преподавателей общеобразовательных школ и психологов;
  • выпускники колледжей (лицеев) в целом удовлетворены качеством получаемого образования, хотя треть из них отметили «частичную удовлетворенность» и «неудовлетворенность учебным процессом». Причины неудовлетворенности в основном связаны с плохим состоянием материально-технической базы, слабым потенциалом педагогических кадров, недостаточностью практических занятий и низкой дисциплиной;
  • высокая доля полученных ответов относительно просмотра телевизора, прогулок с друзьями, увлечения компьютером, низкий уровень посещения театров и музеев в свободное время требует рационализации в проведении досуга молодежи;
  • системными проблемами в реализации жизненных планов юношей и девушек являются трудности с получением высшего образования; сложности при трудоустройстве, бюрократические барьеры; недостаточность практических навыков, невостребованность молодых специалистов на рынке труда, нехватка спортивно-технических комплексов и центров;
  • для выпускников колледжей (лицеев) наиболее важными факторами при выборе места работы выступают перспективы роста по должности и размер заработной платы, интересная работа, соответствие полученной специальности, которые необходимо учитывать при организации трудоустройства молодежи;
  • молодые люди, прежде всего, хотят работать в таких секторах экономики, как банковско-финансовые услуги, услуги здравоохранения и образования, промышленность, связь и информационно-коммуникационные технологии. Вместе с тем, целесообразно стимулировать молодежь для работы в индустриальных отраслях с высокотехнологичными производствами;
  • основными формами трудоустройства молодежи после окончания учебы являются: трёхсторонние соглашения, самостоятельный поиск работы через интернет, биржу труда, непосредственно в организациях и предприятиях. Определенную роль в нахождении места работы играют родственники, знакомые и родители;
  • наряду с положительными оценками трудоустройства молодежи через трёхсторонние соглашения, имеют место факторы их неэффективности, что требует дальнейшего совершенствования данного механизма;
  • выпускники колледжей (лицеев) сталкиваются с рядом проблем при получении микрокредита из банка для организации собственного бизнеса. Это - бюрократические барьеры, трудности при получении кредита без посредников и др. Определенная часть учащихся колледжей (лицеев) работает в свободное от учебы время. Данное обстоятельство нельзя считать положительным;
  • почти все опрошенные учащиеся имеют свои планы на период после окончания колледжей (лицеев). При этом приоритетными направлениями намечаемых планов являются: поступить в вуз, трудоустройство по специальности, служить в армии;
  • при условии непоступления в вуз, планы молодежи несколько меняются. Возрастает доля молодежи, желающей найти работу по специальности, начать свой бизнес, служить в армии, учиться на курсах для получения новой профессии и др.;
  • в долгосрочных ориентирах и планах молодежи на будущее важными направлениями выступают: стать высококвалифицированным специалистом, создание крепкой и здоровой семьи, организация своего бизнеса, стать руководителем предприятия, занимать высокую должность в государственных структурах;
  • интересными представляются планы на будущее среди девушек. Так, планов поступления в вуз среди девушек несколько больше, чем у юношей. Некоторые из них планируют создать свою семью. При непоступлении в вуз девушки намерены пойти учиться на подготовительные курсы для повторной попытки поступления в вуз или на курсы для получения новой профессии, найти работу по специальности, создать семью и др. В долгосрочной перспективе у девушек на первом плане - заниматься семьей и детьми, стать высококвалифицированным специалистом и руководителем предприятия.

Исходя из результатов обследования сформулируем следующие предложения и рекомендации:

  • следует больше уделять внимания на профессиональную ориентацию молодежи в период обучения в средних общеобразовательных школах и колледжах (лицеях). Представляется целесообразной оптимизация количества специальностей (не более 4-5) в колледжах путем их дальнейшего перепрофилирования. Востребованные узкие специальности на рынке труда можно создать на последних курсах обучения, исходя из целевого заказа соответствующих министерств, ведомств и предприятий, реализующих инвестиционные проекты;
  • необходимо разработать конкретные механизмы и формы существенного расширения интеграции обучения с производством, путем значительного увеличения объемов практических занятий для подготовки высококвалифицированных кадров и повышения качества образования;
  • в рамках организации досуга, наряду с расширением спортивных комплексов, целесообразно создание сети небольших инновационно-технических центров для стимулирования молодежи для работы на высокотехнологичных предприятиях;
  • требуют учета пожелания молодежи относительно условий их трудоустройства, прежде всего, гарантированная средняя заработная плата, соответствие полученной специальности, привлекательность работы;
  • необходимо дальнейшее совершенствование механизма трудоустройства через многосторонние соглашения, устранив командно-административный и формальный подход, не учитывающий интересы предпринимателей, разработка конкретных гарантий и обязательств для всех участников заключаемого договора;
  • при определении более точного количества выпускников, нуждающихся в трудоустройстве, необходимо учесть их планы и намерения после завершения учебы, в т.ч. факторы поступления и непоступления в вуз, службу в армии, обучение для получения новой специальности, создание семьи и др. Целесообразно ежегодно проводить специальные выборочные обследования выпускников колледжей (лицеев) на предмет определения их намерений на период после окончания учебы во всех регионах страны;
  • целесообразна проработка вопроса о создании специализированных молодежных бирж труда в регионах страны для трудоустройства выпускников вузов и колледжей;
  • намечаемые планы на будущее молодых людей, в т.ч. девушек, относительно их профессиональной ориентации, создания своего бизнеса, постоянного повышения образовательного потенциала, организации досуга должны быть учтены при подготовке и реализации целевых государственных программ развития соответствующих отраслей и секторов экономики, а также в проведении молодежной политики.

Ахмедов Т.М,
д.э.н., директор ИСИ при КМ РУз

Махкамова Ш.Ю,
к.э.н., руководитель проекта

Бобомуротов О.Э,
главный научный сотрудник

Институт социальных исследований
при Кабинете Министров Республики Узбекистан