Публикации

«ДОСТИЖЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ»

За годы независимости проведена огромная работа в жилищной сфере, направленная на создание комфортных условий для населения и обеспечение высокого качества жизни. Именно за годы независимости коренным образом произошли структурные сдвиги в строительной и жилищно-коммунальной сфере страны.

Как известно жилищная сфера является одной из фундаментальных основ жизнедеятельности человека. Данному направлению и ее актуальности, изучению субъектов и объектов сферы жилищной обеспеченности и удовлетворения потребностей населения уделяется большое внимание зарубежных и отечественных ученых. В работах Долаева З.Н., Биджиева Ф.К. [1], Гимазетдинова Э.Я., Владимиров И.А. [2] изучались жилищные проблемы и пути ее решения в современных условиях, актуализируется жилищная проблематика.

В последние годы акцентируется внимание на разработки формирования жилищных политик различных стран, что является важным для планирования и ее реализации [3, 4]

В Узбекистане также уделяется большое внимание анализу жилищной обеспеченности населения, разработки направлений по удовлетворению растущего спроса на жилье в условиях демографического прироста населения [5, 6].

С учетом социальной направленности государственной политики страны особое внимание уделяется оказание улучшению жилищных условий социальных уязвимых слоев населения [7, 8, 9].

Научная новизна данного исследования и ее практическая значимость заключается в том, что анализируется уровень жилищной обеспеченности населения, в том числе методом социологического опроса актуализируется возможности анализа потенциального и реального спроса на жилье, в том числе различных доходных групп домохозяйств. Анализ текущей ситуации позволяет внести научно-обоснованные предложения по разработке государственных программ доступного жилья в настоящее время и в перспективе как в городах так и в сельской местности.

Правительством страны в начале реформ в 1992 году было принято решение о предоставлении возможности населению страны бесплатной приватизации жилья, что дало возможность использовать имеющееся жилье в частной собственности, как высоколиквидное недвижимое имущество, и стало, наряду с доходами, значимой составляющей материального благосостояния и качества жизни населения. В настоящее время более 98% домохозяйств имеют жилье в своей собственности, что существенно отличает Узбекистан от развитых стран мира, где преобладает жилье, предоставляемое на арендных условиях. Согласно обследованию, в Узбекистане доля семей, арендующих жилье, в настоящее время составляет не более 0,5%. [10]

До независимости в Узбекистане почти 90% сельского и более 50% городского жилищного фонда были сооружены из глины, самана, сырцового кирпича, камышовых плит. Кардинальные преобразования в жилищном секторе, государственное стимулирование и поддержка индивидуального строительства жилья, коренная реконструкция старого и изношенного жилья, внедрение современных архитектурно-планировочных решений с национальным колоритом, особенно в сельской местности, дали возможность, по существу, заново формировать жилищный фонд страны с высокой комфортностью. За годы независимого развития Узбекистан добился высоких результатов в жилищном строительстве и обеспеченности населения жильем. Общая площадь жилищного фонда возросла почти в 2 раза.

Необходимо отметить, положительный тренд в строительстве жилья, начиная с 2005 года (рост ввода жилья в 2,0 раза), несмотря на демографический рост. За последние 25 лет население Узбекистана выросло более чем в 1,5 раза. Так, если в 1990 году численность населения страны составляла около 20,0 млн человек, то в настоящее время превысила 31,3 млн человек. Это прирост более чем в 11,0 млн. человек, что сопоставимо с численностью населения Греции, Португалии. Высокий прирост населения и структура домохозяйств существенно влияют на жилищную сферу, спрос на жилье, обусловливает высокую нагрузку на существующую инженерную инфраструктуру и землепользование. Несмотря на серьёзную демографическую нагрузку, в Узбекистане достигнут стабильный рост обеспеченности населения жильем - на одного человека с 12,4 до 15,5 квадратных метров.

Таблица № 1

Источник: Государственный комитет по статистике Республики Узбекистан

Необходимо отметить, что достичь столь значимого успеха в жилищной сфере было сложно, особенно учитывая тяжёлое социально-экономические положение связанные с разрывом традиционных связей, нехватки ряда сырьевых материалов, сложностей расширенного финансирования и т.д. При этом краеугольным направлением социально-экономических реформ в стране было создание комфортных условий для жизни для нашего народа. За годы независимости Узбекистан достиг высоких результатов в жилищном строительстве, которые неоднократно подтверждались международным сообществом, учеными и специалистами международных организаций.

По данным Статистического комитета государств СНГ и расчетам, в 2015 году ввод жилья на 1000 чел. составили в Узбекистане 562,9 тыс.кв.м (первое место), России - 471,0 тыс.кв.м (второе место), Казахстане - 366,4 тыс.кв.м (третье место), Украине - 88,1 тыс.кв.м, Кыргызстане - 77,8 тыс.кв.м, Армении - 70,2 тыс.кв.м. [11]

В стране с 2009 года реализовывается национальная модель жилищного строительства по типовым проектам в сельской местности, которая получила положительную оценку международных экспертов и мирового сообщества [12]. Стратегия и приоритетность жилищного строительства, в первую очередь, в сельской местности, была основана на том, чтобы сблизить уровень и качество жизни сельского населения к городскому, для комплексного развития территорий новой жилой застройки, создания современной инженерной, социальной и производственной инфраструктуры. В результате кардинальным образом изменился облик села.

Реализация государственной программы потребовала проведения необходимых институциональных преобразований, так, например, в 2009 году были созданы следующие институты: Головной проектно-изыскательский институт ООО «Кишлоккурилишлойиха», Инжиниринговая компания «Кишлок Курилиш Инвест», Акционерный коммерческий банк «Кишлок Курилиш Банк».

Было также поддержано становление крупных строительных компаний, инжиниринговых служб, привлечены авторитетные международные финансовые институты и организации, в том числе Азиатский Банк Развития. Необходимо особо отметить роль АБР как одной из наиболее влиятельных международных институтов мирового масштаба которые уже в течении многих лет активно участвует в финансировании множества проектов в различных отраслях экономики и социальной сферы нашей страны. Узбекистан имеет высокий уровень кредита доверия и исполнение множества крупных проектов, а на период 2017-2021 годы рассматривается вопрос выделение более 500 млн долл США на дальнейшую реализацию проектов жилищного строительства в нашей стране.

Для реализации данной программы были выделены огромные площади земель для того чтобы обеспечить стабильность и комфорт, рациональное использование личных подсобных хозяйств. Была создана совершенно новая, соответствующая рыночной экономике система строительства жилья, в которой основное место отводится бизнесу, строительству домов и соответствующей инфраструктуры коммерческим структурами, которые заинтересованы в высоком качестве работы.

По оценке экспертов, только при реализации государственной программы сельского жилищного строительства по типовым проектам ежегодно в строительстве задействованы около 150-200 тыс. человек, т.е. являются дополнительными рабочими местами, а с учетом производства строительных материалов, сферы услуг и других, а также в смежных со строительством жилья сферах ежегодно работают около 400 тыс. человек.

В настоящее время реализация данной программы приобретает все больший охват регионов и дальних сел, улучшается качество жизни населения, как за счет проживания в современных жилищах, так и доступа к инфраструктуре.

Таблица 2

Основные показатели строительства жилья в сельской местности по типовым проектам

Источник: данные Госкомстата Республики Узбекистан

За период 2009-2015 гг. было построено более 56557 готовых домов «под ключ», создано дополнительно более 1374 объектов социальной и рыночной инфраструктуры, проложено 2592 км водопроводных сетей, 1909 км газопроводных сетей, 1544 км линий электроснабжения, а также 1441 км автомобильных дорог в сельских массивах [13].

В настоящее время реализация государственной программы проектов сельского жилищного строительства привело к тому, что в практический в каждом районе и населенном пункте сельской местности возводятся новые сельские массивы, строятся новые дома, не уступающие по уровню комфорта городскому жилью. Жилищное строительство стало движущим фактором для строительной индустрии и производству строительных материалов.

Необходимо особо отметить, что государство создало льготные условия по приобретению строительных материалов, при котором более 15 видов строительных материалов реализуются строительным компаниям на льготной основе, в том числе по фиксированным ценам. Ряд строительных материалов завозимых по импорту, лесоматериалы, кровельные материалы освобождены от уплаты таможенных пошлин, что существенно снижает себестоимость домов. [14]

Правительством для стимулирования строительства жилья в сельской местности предоставлено множество льгот и преференций (бесплатный земельный участок, льготы строителям, банкам, населению, таможенные льготы и др.), которые отражены на законодательном и нормативно-правовом уровне. Для сельских жителей, например, предоставляются кредиты с большим сроком кредитного договора (до 15 лет), 1-годичным льготным периодом и процентной ставкой значительно ниже рыночной (7% годовых на первые годы, а затем по ставке, сопоставимой со ставкой Центрального банка). При этом, общий льготный эффект для сельских жителей, приобретающих жилье, по стоимости на 40% ниже, чем если бы отсутствовали льготы. При этом средний срок строительства таких домов составляет около 6-7 месяцев [15]. Это позволяет многим семьям решать свои жилищное проблемы в краткосрочном периоде, т.е. в течение 1 года. К тому же и самостоятельное строительство длится очень долгое время, так как связано с большими финансовыми расходами сложностями организационного плана, контроля строителей и нехватки специалистов. При этом такое жилье предоставляется преимущественно населению среднего и малого достатка, что характеризует особенность национальной модели.

В Узбекистане осуществляется планомерная работа по пересмотру и формированию генеральных планов крупных и средних городов. При этом учитываются современные мировые тенденции градостроительства и планирования, использования строительных технологий и материалов. Кардинально меняются старогородские части многих городов, которые приобретают современный облик с учетом современных тенденций, при сохранении национального колорита. Вместо однотипных железобетонных и глинобитных домов строительство осуществляется современными методами и преимущественно с использованием жженого кирпича. В больших и малых городах страны идут процессы ускоренной реконструкции старогородских частей по современным проектам с сохранением исторических и культурных объектов.

Коренным образом преобразованы и реконструированы с учётом самых современных тенденций архитектурного строительства столица страны г.Ташкент, центры областей и районов. Столица Узбекистана в мировом рейтинге благоустроенности и комфортабельности проживания, согласно оценке авторитетного британского журнала «Экономист», заняло высокое 58 место из 140, войдя в число наиболее комфортных для проживания крупнейших городов по мировой квалификации.

Таким образом, ускоренное строительство и ввод жилья в Узбекистане является важным катализатором повышения уровня и качества жизни населения, локомотивом развития всех смежных отраслей экономики, фактором стимулирования внутреннего потребительского спроса и экономического роста.

Исходя из вышеизложенного ближайшей стратегической задачей государства должно быть существенное увеличение ввода жилья в Узбекистане из расчета как минимум 1 кв.м. жилья на каждого жителя нашей страны, что в совокупности должно составить более 30 млн кв. метров, или 3-х кратный прирост в ближайшие 5 лет.


Исакулов Шухрат Наркулович,
к.э.н., заместитель руководителя проекта

Института социальных исследований
при Кабинете Министров Республики Узбекистан