Публикации

«Факторы, влияющие на малообеспеченность»

Институтом социальных исследований в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 декабря 2012 года №350 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка назначения и выплаты социальных пособий» ежегодно осуществляется выборочное обследование органов самоуправления граждан (ОСГ) по назначению социальных пособий малообеспеченным семьям и мониторинг малообеспеченных семей.

Целью обследования являются мониторинг малообеспеченных семей и оптимальное распределение финансовых ресурсов на социальные пособия с усилением их адресности на основе глубокого анализа доходов малообеспеченных и выявления факторов малообеспеченности в целях обеспечения вертикальной мобильности малообеспеченных, т.е. переход их в группу среднего слоя .

Обследование проводилось путем анализа данных ОСГ о численности обратившихся за получением одного из трех видов социальных пособий (1 - пособие семьям с несовершеннолетними детьми; 2 - пособие матерям по уходу за ребенком до достижения им возраста 2-х лет; 3 - материальная помощь малообеспеченным семьям), назначаемых ОСГ в соответствии с законодательством из выборочного обследования ОСГ за определенный период по Республике Узбекистан в разрезе Каракалпакской Республики, областей и г.Ташкента. Также использованы результаты социологических исследований Института социальных исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, данные Государственного комитета по статистике и Министерства финансов Республики Узбекистан.

В ходе обследования получены фактические данные от махаллинских комитетов, расположенных в г.Ташкенте, областных центрах и крупных городах республики. Выявлено, что региональное социальное расслоение не велико в среднем по республике, по экспертной оценке ОСГ, среднеобеспеченные составляют более 70% населения.

Расчеты показывают, что с увеличением количества выборки связь с данными Госкомстата по малообеспеченности увеличивается - 0,946; с данными Минфина наибольшую взаимосвязь имеет сплошное обследование - 0,629. Учитывая имеющиеся определенные погрешности в оценке малообеспеченности, согласно обследованию домохозяйств, наиболее оптимальным в качестве базового варианта для расчетов можно считать усредненные показатели.

Расчеты показывают высокую корреляционную связь между малообеспеченностью и расслоением по доходу по децильному коэффициенту (0,968) и по коэффициенту Джини (0,982), что показывает: чем больше малообеспеченных, тем больше расслоение общества. Между уровнем малоообеспеченности и выделением социальных пособий имеется самая высокая уровень корреляционных связей. Наибольшая корреляция малообеспеченности наблюдается по пособиям с детьми до 14 лет (0,851).

Анализ показал, что имеется устойчивая связь между демографическими показателями и объемами финансирования, направляемого на оказание социальной помощи малообеспеченным семьям. Средние коэффициенты корреляции объема финансирования всех видов социальной помощи к численности населения составляет 0,670, к числу домохозяйств - 0,435, к числу детей до 2 лет - 0,849, что свидетельствует о наличии достаточно сильной связи между объемами выделяемого финансирования и демографической структурой регионов.

Другим немаловажным показателем, влияющим на перспективное распределение финансовых ресурсов, является рождаемость. Наблюдается значительная взаимосвязь между получателями детских пособий и пособий матерям по уходу за ребенком: соответственно 0,767 и 0,726, при этом имеется слабая связь между рождаемостью и получателями материальной помощи: 0,027. Региональная дифференциация по заработной плате не сильно влияет на выделение социальной помощи.

Таким образом, демографическая структура, являясь важным фактором при определении объема финансирования, в то же время не может считаться единственным фактором для достижения адресности социальной поддержки населения. Данные обследования указали на наличие связи между нуждаемостью населения в социальной помощи и численностью безработных (0,615). Выявленная ситуация свидетельствует о высокой значимости фактора занятости при прогнозировании объемов социальной помощи населению.

С увеличением занятых на 1000 чел. количество нуждающихся в социальной помощи уменьшается (-0,534), еще сильнее влияет количество предпринимателей (-0,613), особенно в г. Ташкенте: увеличение количества предпринимателей, приходящихся на 1000 населения, влияет на уменьшение распределения финансовых ресурсов по г.Ташкенту.

Выявленные в ходе обследования связи между наличием в семье инвалидов и пенсионеров свидетельствуют о незначительном влиянии данного фактора на формирование потребности в социальной помощи. Исследование показало, что связь между потребностью домохозяйств в социальной помощи и наличием в семье больного показывает, что с увеличением количества больных увеличиваются нуждаемость в социальной помощи по всем видам пособий (0,490; 0,438; 0,493). С увеличением количества мигрантов нуждаемость в социальной помощи по получателям детских пособий (-0,146) и материальной помощи (-0,025) не значительно уменьшается. Исходя из вышеизложенных для увеличения количественного масштаба среднего класса разработаны и совершенствованы механизмы перераспределения финансовых ресурсов на социальную защиту по регионам.


Махкамова Ш.Ю.,
к.э.н., руководитель проекта

Институт социальных исследований
при Кабинете Министров Республики Узбекистан